ПОЭТЫ В ГОСТЯХ У ПОЭТА

До конца февраля продолжит свою работу в Музее-квартире Александра Блока
выставка Николая Дронникова "Краски и слова...". Значительную часть экспозиции
занимают портреты Иосифа Бродского, сделанные художником во время визитов поэта
в Париж. Кроме того, это портреты Анны Ахматовой, Евгения Рейна, Владимира
Уфлянда, Григория Айги, иллюстрации к стихам и множество книг, изданных
художником во Франции.

Николай Дронников (родился в 1930-м), скульптор, художник, книгоиздатель, с 1972
года живет в Париже и занимается там популяризацией русской культуры. Как
формулирует это он сам в документальном фильме, снятом французами: "Я занимаюсь
историей, очищением лика России, на котором наслоения, как на иконе, - я ее
чищу". На вопрос французской журналистки, как к нему относятся в России, он
отвечает: "Да кому я там нужен!" Тем не менее в последние годы русская публика
видит творчество Дронникова то в Москве, то в провинции. В Петербурге это первая
персональная выставка художника.

Все герои выставки соединены множеством связей - кроме самых очевидных
(например, Блок и Бродский на букву "б", самые крупные поэты начала и конца
прошлого века, Блок был знаком с Ахматовой, а Ахматова с Бродским - портреты
Бродского и Ахматовой выставлены в квартире Блока), есть и подспудные. О них
рассказал публике куратор выставки Арсен Мирзаев. Так, Дронников и Бродский
уехали из России в один и тот же год. Одно из первых публичных выступлений
Бродского проходило на концерте, который организовал друг художника. Николай
Дронников родился в деревне Будки Тульской области, а Ахматова умерла в
Комарово, в своем домике, который называла будкой. Дронников издавал Наталью
Гончарову и Михаила Ларионова, их стихи он нашел в архивах - художники оказались
еще и поэтами. "Лучше жить в глухой провинции у моря", - писал Бродский, а Блок
в Петербурге нашел тихий угол - Коломну - и поселился, по словам Ахматовой, "у
морских ворот Невы". Все эти игры с совпадениями и пересечениями судеб не имели
бы смысла, если бы не было собственно картин Николая Дронникова, которые
самодостаточны и без мистики.

Портреты Бродского висят в отдельном зале. Их много, на всех он один и в то же
время неуловимо разный. Художник часто берет крупный план, сосредотачивая
внимание на чертах лица или же укрупняя, например, руки с сигаретой. Надо
отметить, что Дронников принципиально против позирования, он всегда рисует людей
только за работой: то есть музыканта - играющим, поэта - читающим стихи. И вся
масса рисунков предстает перед нами будто бы кадрами из неснятого фильма, можно
пытаться проследить движение поэта, пусть и точечно: 1978 год, 1984-й, 1990-й -
три приезда в Париж, три года, соединенные пространством города. Из
петербургской квартиры привезли на выставку и письменный стол поэта. Стол как
стол, не в нем тут дело, а в этом напряженном лице, которое смотрит со всех
стен. "Я противопоставил двух поэтов, Бродского и Айги, мертвого поэта и
живого", - сказал Николай Дронников на открытии выставки. Но противопоставления,
противостояния не происходит. Наоборот, география квартиры поэта из другого
времени всех уравнивает перед лицом поэзии.

НАДЕЖДА ДЕМКИНА
http://www.integrum.ru/
  • нет
  • avatar Anonymous
  • 0
  • 330

0 комментариев

Оставить комментарий