12 - фильм Никиты Михалкова

Ему грозил электрический стул. Двенадцать мужчин собрались вместе для того, чтобы вынести вердикт юноше, обвинённому в убийстве отца. В начале заседания лишь один из присяжных позволил себе усомниться. К концу его - мнения судей кардинально изменились… Сюжет классической кинокартины Сидни Люмета незатейлив до безобразия. Но всё же незримый потенциал его таков, что заставил спустя ровно 50 лет после выхода в прокат режиссёру другого времени и другой страны вернуться в тот же зал, к тому самому мальчику – и тем «12 разгневанным мужчинам»…

12-й фильм Никиты Михалкова носит отстранённое название «12» и отсылает нас к самому таинственному евангельскому сюжету – тайной вечере. Последней трапезе Христа. Согласно сюжету фильма - трапезе в его отсутствие. История «наоборот» - в ней только один из участников остаётся верным «учителю». Мифологема Божественного ребёнка, оставшегося неузнанным. Вновь явившись к нам, на сей раз он сам нуждается во спасении… Что случится, если «правосудие» всё же восторжествует?

Преимуществами «12» Михалкова безусловно являются операторская работа и звёздный актёрский состав. Недостатками – слепое следование современным тенденциям и актуальной проблематике, что не плохо сам по себе (и даже необходимо), но в данном случае несколько нарушает органичность канвы: приевшаяся, порой ужасающая, местами пошлая действительность врывается в замкнутое пространство фильма, нарушая заданную «внепространственность».

Говорить о ремейке всё же не стоит – в силу той же актуально-насущности, новым режиссёрским находкам и некоторому переосмыслению темы.

Лейтмотивом проходит картина дождя. В данном случае дождь – очищение. Но в отличие от «очистительного» огня, неумолимого по природе своей, «очищающий» дождь, смывая «скверну», предстаёт не чем иным, как стеной плача. Всепрощающий дождь, оплакивающий преходящую красоту исчезающего в небытие мира.

Психологизм некоторых сцен на должном уровне. Ключевые моменты «переходов», как бы схематично-неловко не обнаруживали себя, заставляют ощутить электрические разряды на пороге чувственного восприятия происходящего в кадре.

Структура «аргумент-контраргумент» - «следствие-развитие-поворот» заставляет в течение двух с половиной часов (ровно столько идёт фильм) находиться в напряжении. Что, в сочетании с глубоким психологизмом, делает своё дело: фильм «проглатывается», хотя действия – минимум, и развитие строится на бесконечных диалогах.

Примечательна сцена «Гармаш-Ефремов», собственно вмещающая в себя некоторую часть общего концепта фильма: «Почему Вы всё время «тычите»… Вам смешно абсолютно всё: жизнь, смерть, цунами, землетрясение… А вы всё время ржёте!!!... Потому что когда серьёзно – вам страшно…» Пламенная речь героя Ефремова – и иллюстрирующая её подлинный смысл реакция на финальный аккорд, а в заключении: «А здесь вообще как-то всё очень русское… не Гарвард»

Напряжение сцены с ножом (Гармаш-Газаров) подобно предыдущей выделяется неожиданным переходами иллюзорного превосходства одного из участников. Подобно им объективный взгляд на то или иное явление действительности возможно только после вступление в борьбу обеих сторон - и явного сокрушения каждой. («Аргумент-контраргумент-поворот»)

Несмотря на всю серьёзность фильма, во время просмотра осталось место для некоторых «комических» аллюзий. Позабавила вторгающаяся из контекста современности фраза «Азазель» придумать». А в какой-то момент стало очевидным, что замкнутость пространства, «половая тотальность» и манера изложения роднят фильм с «Восемью женщинами» Франсуа Озона.

Очень выразительна и динамична сцена следственного эксперимента, проводимого присяжными.
А по прошествии двух часов всё же прозвучит гонг: «Когда большие не думают о маленьких» - и заговорит персонаж Алексея Горбунова – могильный магнат, на деньги мёртвых помогающий живым.

Ещё одна бесспорная метафора: за крутящимся зеркальным шаром в предфинальной сцене видится кружение шара другого – того, на котором тысячелетиями вершатся подобные истории…
Такое кино теперь принято маркировать формулой «повод задуматься». И действительно, задуматься заставляет, остановиться – и развернуться лицом к абстрактному, но такому жизненно необходимому «добру». «12» - из разряда фильмов, что делают нас человечнее…

  • нет
  • avatar leroev
  • 0
  • 292

0 комментариев

Оставить комментарий